Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мид маргарет

Энциклопедический словарь

Мид Маргарет (Mead) (1901-1978), американский этнограф. Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах, детскую психологию с позиций так называемой этнопсихологической школы.

* * *

МИД Маргарет - МИД (Mead) Маргарет (16 декабря 1901, Филадельфия - 15 ноября 1979, Нью-Йорк), американский этнолог, культуролог, общественный деятель.

Изучала культурную антропологию и этнографию в Колумбийском университете (1923-1929) под руководством Ф. Боаса (см. БОАС Франц) и Р. Бенедикт (см. БЕНЕДИКТ Рут). В дальнейшем работала в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. Основной материал для научной работы собирала в экспедициях (на о-ва Самоа, Манус и Адмиралтейства в 1928, в Новую Гвинею к племенам арапешей, мудугуморов и чамбули в 1931-1933, к индейским племенам США в 1930, на о-ва Бали в 1936-1938, в Новую Гвинею в 1938) с целью изучения т. н. «традиционных культур». Много значительных работ проведено ею совместно с ее мужем Г. Бейтсоном (см. БЕЙТСОН Грегори). Она также принимала активное участие в политике США: писала по проблемам феминизма, ядерной опасности, выступала за реформы образования, охрану окружающей среды. За свой вклад в науку и культуру Мид была удостоена почетных титулов («самая выдающая женщина в области науки», 1949; «одна из выдающихся женщин 20 столетия», 1958) и многих наград (высшая из которых - Президентская Медаль свободы - была присуждена ей посмертно, в 1979 году).

Мид изучала организацию общества и системы воспитания детей у разных народов, исследовала различия их представлений о взрослении и научении, специфику их социальных стереотипов и, в более общем плане, проблему сходного и различного в разных культурах. В центре ее интересов находились такие вопросы, как роль биологического и социального в формировании личности, взаимоотношений индивидуума и социума и т. д.

Ученица и продолжатель традиций Боаса и Бенедикт, Мид твердо отстаивала представление о решающей роли культуры в формировании личности. Ей удалось показать, что широко распространенные в европейском обществе представления, такие как стереотипы половых ролей, в действительности укоренены в общественной традиции и являются результатом социального научения; так, она описала общества, в которых воспитание детей является преимущественно делом отцов, а не матерей. Не в меньшей мере это относится и к отношениям между людьми, к тому, какие личностные типы доминируют в данной культуре. В то время как под влиянием широкого распространения психоанализа большинство этнологов склонно было считать человеческую природу «плохой», асоциальной, подлежащей обязательному сдерживанию, по мнению Мид, даже на глубоких уровнях положительная или отрицательная социальная ориентация индивидуума закладывается в процессе воспитания. Ею описаны общества, построенные, фактически, по безагрессивной модели (напр., племя арапешей в Новой Гвинее).

Обратив внимание, что в отсутствие традиции рассказывать детям сказки их мышление является более рациональным, чем мышление взрослых (в то время как большинство антропологов полагало, что «одушевление» окружающего происходит у детей спонтанно), Мид опровергла господствующую гипотезу происхождения анимистической религии у дикарей, по которой одушевление сил природы является у них детской чертой мышления.

Под воздействием Второй мировой войны Мид обратилась к наблюдению над собственной культурой, писала об «американском характере». Сравнивая, например, общественные стереотипы в западноевропейской и в традиционных культурах, она указывала, что зачастую считающиеся неразвитыми общества обеспечивают своим членам более приемлемое социальное существование. Ее выступления на эту тему часто бывали острыми и разоблачительными, в связи с чем ее популярность была особенно велика позже, в 1960-е - годы молодежнных протестов и отрицания «буржуазных» ценностей.

Для работ Мид характерны, наряду с богатством наблюдаемого материала и ясности формулировок, также значительный недостаток объективно регистрируемых данных (напр., часто всего несколько информантов на одну культуру). В связи с этим в 1980-х годах ее выводы, как в плане точности собранного материала, так и в плане обоснованности заключений, были поставлены под сомнение. Например, этнолог Д. Фримен показал, что стереотипы маскулинности-фемининности во всех культурах, описанных ей, ближе к европейским, чем она полагала.

Как бы ни оценивать ее этнографические работы, не подлежит сомнению, что Мид внесла заметный вклад в западную культуру - причем не только в ее изучение, но и изменение.

Большой энциклопедический словарь

МИД Маргарет (1901-78) - американский этнограф. Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах, детскую психологию с позиций т. н. этнопсихологической школы.

Энциклопедия Кольера

МИД Маргарет (Mead, Margaret)

(1901-1978), американский антрополог. Родилась 16 декабря 1901 в Филадельфии (шт. Пенсильвания). Училась в университете Де По, Барнард-колледже и Колумбийском университете (магистр психологии - 1924, доктор антропологии - 1929). Совершила экспедиции на острова Самоа (1925-1926), острова Адмиралтейства (1928-1929), в Новую Гвинею (1931-1933), Бали и Новую Гвинею (1936-1939), изучая подростковое и сексуальное поведение среди примитивных племен. В 1926 Мид стала куратором по этнологии в Американском музее естественной истории, а в 1954 - адъюнкт-профессором антропологии Колумбийского университета. Среди множества ее публикаций - Совершеннолетие на Самоа (Coming of Age in Samoa, 1928); Взросление в Новой Гвинее (Growing Up in New Guinea, 1930); Пол и темперамент в трех примитивных обществах (Sex and Temperament in Three Primitive Societies, 1935); Мужчина и женщина (Male and Female, 1949); Преемственность в культурной эволюции (Continuities in Cultural Evolition, 1964); Семья (The Family, 1965). В 1956 Мид была избрана президентом Всемирной федерации психического здоровья, в 1974 - президентом Американской ассоциации содействия развитию науки. В 1967 вновь посетила Новую Гвинею. Умерла Мид в Нью-Йорке 15 ноября 1978.

ЛИТЕРАТУРА

Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М., 1988

Словарь народов и культуры

Мид Маргарет

(Mead, Margaret) (1901-78), амер. антрополог, этнолог. Легкий стиль произв. М. и постановка ею актуальных проблем сделали ее весьма популярным автором своего времени. М. занималась исследованием поведения подростков, взаимосвязью между культурой об-ва и психологией личности, изучала первобытные культуры. Совершила неск. экспедиций на Самоа и в Новую Гвинею. В своей самой известной работе Достижение совершеннолетия в Самоа (1928) М. утверждала, что проблемы амер. подростков в культурном отношении не связаны с биол. проблемами. Она сравнила жизнь подростков Самоа, родители к-рых терпимо относились к добрачным половым связям и крые, как оказалось, не страдали от психолог, травм, и жизнь амер. подростков в семье. Мн. из жителей Самоа возражали против того, как М. трактовала их культуру. Этнографические исследования М. стали после ее смерти объектом ожесточенной критики.

Полезные сервисы